вернуться

В СПбГУ обсудили развитие системы государственного финансового контроля в образовательных организациях

В СПбГУ прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы осуществления финансирования высших учебных заведений, контроля за распределением бюджетных средств, а также рассмотрены основные проблемы организации финансово‑хозяйственной деятельности вузов. Встреча организована при участии Ассоциациия ведущих университетов России совместно с Советом ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа и Санкт‑Петербургским университетом.


Открывая заседание, первый проректор СПбГУ Елена Чернова отметила, что в текущий момент наблюдается тенденция непрерывного совершенствования механизмов государственного финансового контроля. Поэтому в качестве ключевых целей перед надзорными органами и образовательными организациями стоит разработка новых инструментов эффективности денежных расходов, создание условий для повышения качества финансового менеджмента и совершенствование системы управления бюджетным процессом.

«Необходимо усиливать значение финансового контроля и внутреннего финансового аудита, так как они осуществляются непосредственно внутри образовательного учреждения. В первую очередь, это поможет минимизировать для вузов возможные негативные последствия», — подчеркнула Елена Чернова. Она добавила, что рассмотрение спектра вопросов, связанных с организацией внутреннего управления бюджетными полномочиями, сможет решить задачу общегосударственного уровня в части эффективного управления публичными финансовыми активами.

Обращаясь к участникам встречи, заместитель директора контрольно‑ревизионного департамента Министерства науки и высшего образования РФ Алексей Баташов рассказал об организации системы внутреннего контроля в подведомственным министерству бюджетных и автономных учреждениях. Он отметил, что механизм, созданный на базе единых принципов, позволит проводить профилактику нарушений и оперативно узнавать о степени возможных для организации рисков.

Вместе с тем представитель федерального органа исполнительной власти указал, что внутренний контроль не ограничивается исключительно финансовой сферой деятельности, а включает в себя также использование и распоряжение федеральным имуществом, трудовые правоотношения, осуществление закупок товаров, услуг и соблюдение требований нормативных правовых актов о противодействии коррупции в сфере антитеррористической защищенности объектов и территорий.

Выделяя возникшие проблемы в работе образовательных организаций в финансово‑хозяйственной сфере, Алексей Баташов отметил, что реальное состояние системы внутреннего контроля в подведомственных учреждениях не в полной мере отвечает потребностям сегодняшнего дня и не позволяет осуществить объективный анализ уровня риска возникновения нарушений.

«Лишь в наиболее крупных вузах функционируют самостоятельные структурные подразделения, проверки осуществляются на постоянной основе, их итоги являются предметом обсуждения коллегиальных органов, а устранение нарушений находится на контроле непосредственно руководителей. Но даже в них зачастую существует проблема принципа функциональной независимости, когда полномочия передаются не руководителю, а его помощникам», — подчеркнул заместитель директора контрольно-ревизионного департамента Минобрнауки РФ.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию РФ Екатерина Харченко отметила значительную роль Ассоциации ведущих университетов как площадки для диалога со всеми представителями, осуществляющими процесс финансового контроля, в обеспечении помощи университетам при построении их хозяйственной деятельности.

Кроме того, она выступила с предложением взять членам ассоциации обязанность агрегатора тех проблем и задач, которые стоят перед финансовым руководством университетов в области финансового контроля. «Мы готовы в комитете стать площадкой для координации в решении текущих задач по взаимодействию с контрольно-счетной палатой, с прокуратурой, с регуляторами, с казначейством, с Министерством науки и высшего образования, чтобы обладать достоверной и полной информацией для принятия государственных решений. Ассоциация же сможет помочь вузам более эффективно, прозрачно и результативно осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность», — пояснила Екатерина Харченко.

В числе важных тем для обсуждения в рамках кругового стола был рассмотрен вопрос о реальной заинтересованности руководителей соответствующих организаций в поддержании функционирования подразделения внутреннего финансового аудита или специального подразделения внутреннего контроля.

«Если у ответственного должностного лица нет заинтересованности в развитии и поддержании системы внутреннего аудита, ни стандарты, ни методики, ни другие вещи, не помогут», — заключил заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ Станислав Бычков. Он отметил необходимость уделить особое внимание развитию подразделений внутреннего аудита, которые должны обеспечивать проведение мероприятий.

По его словам, в системную основу необходимо заложить самый гибкий набор форм организации таких подразделений, чтобы не допускать ошибок в трактовке понятий и функций структурных органов финансово‑хозяйственного контроля. Важно, чтобы вся система внутреннего аудита была гибкой и сбалансированной, чтобы не было допущено глобальных ошибок.

Для следования федеральным стандартам обеспечения контроля стоит определить приоритетные цели финансовой работы образовательных организаций. В ходе заседания заместитель проректора Национально исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Сергеев поделился опытом выстраивания взаимодействия в этом направлении. В качестве ключевых приоритетов он назвал обеспечение финансовой безопасности и качественной оперативной информации для принятия управленческих решений, а также повышение финансовой устойчивости и операционной эффективности.

Проректор НИУ ВШЭ также рассказал, что, помимо самих контрольных мероприятий, в университете проводятся внутренние профилактические действия, увеличивается зарплата профессорско‑председательского состава и научных работников, растет доля расходов на плату труда административного персонала. Это повышает мотивацию сотрудников к соблюдению обязанностей и улучшает качество функционирования структурного подразделения, которое контролирует финансово‑хозяйственную деятельность вуза.

«Работа по достижению цели ведется: постоянно разрабатываем и улучшаем информационную систему для того, чтобы не допускать возможных отклонений. Мы также применяем роботов, вместе с нашим подразделением по искусственному интеллекту. Хотим попробовать применить машинное обучение, проанализировать договор, выявить основные риски для того, чтобы работники, участвующие в согласовании, экспертизе тех или других расходов могли сразу концентрироваться на ключевых моментах», — поделился разработками в деятельности по внутреннему финансовому контролю Дмитрий Сергеев.

Подходы к ведению хозяйственной жизни университета различаются в зависимости от статуса учреждения, его автономии или принадлежности к бюджетным образовательным организациям. Начальник Контрольно‑ревизионного управления СПбГУ Кристина Иванова сообщила присутствующим о методе организации внутреннего финансового аудита как инструмента повышения качества финансового менеджмента, который реализуется в старейшем российском вузе. «Санкт‑Петербургский университет является одновременно и участником и не участником бюджетного процесса. Мы полноценно точно рамках своей деятельности оцениваем использование средств, захватываем все основные расходные направления — образовательное, научное, экспертное, медицинское», — отметила представитель Университета.

Значительный блок контрольно‑финансового направления СПбГУ отводится анализу закупочной деятельности и управления активами. В ходе аудиторских и контрольных мероприятий проводится анализ причин и условий нарушений и потенциальных недостатков, бюджетных и не бюджетных рисков.

Кристина Иванова также определила, что одним из направлений эффективности управления публичными финансами на текущий момент является создание условий для повышения качества финансового менеджмента, что актуально не только для участников бюджетного процесса, но и для других государственных учреждений. По мнению эксперта Санкт‑Петербургского университета, в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита заложены все механизмы, обеспечивающие предоставление достаточно полной и объективной информации.

Кроме того, в ходе работы круглого стола были обсуждены основные проблемы в области осуществления финансового контроля: отсутствие четких критериев обоснования целевых потребностей, неточное регулирование порядка расхода средств на содержание имущественного комплекса, на воспитательную, культурно‑массовую, оздоровительную деятельность учреждения. Более того, эксперты выделили и проблемы с осуществлением эффективного контроля при разработке универсальных норм расчета нагрузки сотрудников.

По итогам заседания представители ассоциации провели голосование по вопросам утверждение финансового отчета, примерной программы деятельности на 2024 год и согласования членских взносов. «Контрольно‑ревизионное управление — это та структура, которая должна быть создана в каждом городе. Это помощники, которые будут выискивать нарушения и способствовать грамотному выполнению поставленных задач, если их правильно сформулировать и правильно распорядиться результатами проверок», — завершила мероприятие руководитель секретариата АВУ, исполнительный директор Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа, первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского университета Марина Лаврикова.