вернуться

Протокол встречи ректоров вузов России и Германии

 

Дата проведения: 21 июня 2016 года. 

Начало: 10.00.                                               

Место проведения: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Россия.

                                                                         

Председательствующий: Дементьев Илья Александрович — руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета.

Присутствовали:

проф. Хипплер Хорст — президент Конференции ректоров Германии (HRK); проф. Гросс Моника — будущий заместитель президента Конференции ректоров Германии (HRK), президент Университета прикладных наук им. Бойта в Берлине; проф. Шарфф Петер — ректор Технического университета в Ильменау; проф. Шёльмерих Аксель — ректор Рурского университета в Бохуме; проф. Вессельс Йоханнес — будущий ректор Вестфальского университета им. Вильгельма в Мюнстере; д-р Хиллер Петер — руководитель Германского дома науки и инноваций в Москве (DWIH); Смолярчик Рудольф — заведующий подотделом Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, Международный отдел Конференции ректоров Германии (HRK); Кашлун Гунхильд — ассистент в Международном отделе Конференции ректоров Германии (HRK); проф. Александров Анатолий Александрович — ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана; академик Ваганов Евгений Александрович — ректор Сибирского федерального университета; проф. Гафуров Ильшат Рафкатович — ректор Казанского (Приволжского) федерального университета; проф. Заботкина Вера Ивановна — проректор по инновационным международным проектам РГГУ; проф. Клемешев Андрей Павлович — ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта; Кокшаров Виктор Анатольевич — ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Колмыков Анатолий Серафимович — помощник ректора Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана; проф. Кудряшова Елена Владимировна — ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова; проф. Кутузов Владимир Михайлович — ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина); Тупик Виктор Анатольевич — проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).

 

Повестка дня:

Вопрос 1. «Об основных направлениях сотрудничества российских и немецких вузов и возникающих препятствиях на пути этого сотрудничества».

Вопрос 2. «Актуальные тенденции развития в вузовской системе ФРГ».

Вопрос 3. «Реализация образовательных программ (обмен студентами, аспирантами, программы двух дипломов, совместные PhD программы): признание периодов обучения за рубежом, признание документов об образовании для продолжения обучения. Опыт российских университетов и примеры лучших практик».

Вопрос 4. «Сотрудничество вузов Германии и России в области обучения».

Вопрос 5. «Программы поддержки молодых ученых и преподавателей, проведение совместных научных исследований. Опыт российских университетов и примеры лучших практик».

Вопрос 6. «Сотрудничество вузов Германии и России в области подготовки молодых ученых и в области научных исследований».

 

Открытие встречи. Приветствие

 

Слушали: А. П. Клемешева, И. А. Дементьева, Х. Хипплера.

 

Вопрос 1. «Об основных направлениях сотрудничества российских и немецких вузов и возникающих препятствиях на пути этого сотрудничества»

Слушали: руководителя секретариата Ассоциации ведущих университетов, первого проректора Санкт-Петербургского государственного университета И. А. Дементьева.

И. А. Дементьев отметил, что академическое сотрудничество России и Германии осуществляется в условиях конкуренции как на национальном, так и на международном уровнях. Конкурируют университеты прежде всего за человеческие ресурсы. Подчеркнул, что одна из ключевых проблем, осложняющих развитие российско-немецкого академического сотрудничества, — недостаточная информированность (нехватка информационных каналов). Кроме того, лишь малое количество научных публикаций в России переводится на немецкий язык. Аналогичная ситуация сложилась в Германии, где крайне мало число научных публикаций, переведенных на русский язык. Выразил уверенность в том, что указанные проблемы будут меняться в позитивном русле. Предложил активизацию деятельности по проведению летних школ, двусторонних российско-немецких конференций для молодых ученых, студентов, совместных научных проектов, программ формата DAAD, которые будут направлены в том числе на создание информационных каналов.

 

Вопрос 2. «Актуальные тенденции развития в вузовской системе ФРГ»

Слушали: президента Конференции ректоров Германии Х. Хипплера.

Х. Хипплер согласился с И. А. Дементьевым по вопросу об эффективности формата летних школ и необходимости активизации деятельности по проведению подобных мероприятий. Отметил, что одной из

основных проблем, осложняющих развитие российско-немецкого академического диалога, является вопрос различия систем образования обоих государств (разная продолжительность обучения по программам бакалавриата, магистратуры; разные системы сдачи зачетов и экзаменов; разные системы оценки и как вытекающее — проблемы взаимного признания оценок и т. д.). Различия систем образования России и Германии осложняют как сами защиты диссертаций в рамках программ академических обменов, так и взаимное признание диссертаций в обоих государствах. Кроме того, существуют различия в администрировании академического сотрудничества (процедуры значительным образом отличаются от вуза к вузу или от фонда к фонду). Подчеркнул, что соревновательный фактор, о котором говорил И. А. Дементьев, положительно влияет на российско-немецкое академическое сотрудничество, т. к. соперничество поддерживает прогресс.

 

Вопрос 3. «Реализация образовательных программ (обмен студентами, аспирантами, программы двух дипломов, совместные PhD программы): признание периодов обучения за рубежом, признание документов об образовании для продолжения обучения. Опыт российских университетов и примеры лучших практик»

Слушали: ректора Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елену Владимировну Кудряшову.

Е. В. Кудряшова осветила правовую базу, на основе которой осуществляется академическое сотрудничество между Россией и Германией. Отметила положительную динамику развития студенческой мобильности между Россией и Германией. Выделила ряд общих приоритетов и направлений, касающихся вопросов международного академического сотрудничества, на которых Россия делает акцент в образовательной сфере в настоящее время: повышение качества образования, рост академической мобильности, открытие зарубежных филиалов, участие в создании сетевых университетов. Подчеркнула, что серьезным вопросом, осложняющим российско-немецкое академическое сотрудничество, является различие подходов к признанию, а также присуждению научных степеней в России и Германии. Кроме того, внимание было акцентировано на ряде инструментов, способствующих активизации российско-немецкого академического сотрудничества, таких как DAAD (программы «М. Ломоносов» и «И. Кант», Erasmus+, «Глобальное образование» и др.). Отдельно отметила необходимость придачи немецкому и русскому языкам статуса языков российско-немецкого сотрудничества, указав на важность популяризации обучения в Германии для российских студентов на немецком языке и для немецких студентов в России на русском языке. Подчеркнула необходимость: увеличения финансирования программ, способствующих развитию академической мобильности между Россией и Германией; подписания соглашения между Германией и Россией о взаимном признании научных степеней; разработки специализированных образовательных программ в России, привлекательных для немецких студентов.

 

Вопрос 4. «Сотрудничество вузов Германии и России в области обучения»

Слушали: ректора Технического университета в Ильменау Петера Шарффа.

П. Шарфф рассказал о долгой традиции сотрудничества Технического университета в Ильменау с различными вузами России (подписано 14 договоров о сотрудничестве, существуют программы двойных дипломов, проходят российско-немецкие конференции). В качестве яркого примера привел Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ), открытый в Казани в структуре КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева. Подчеркнул нацеленность Технического университета в Ильменау на включение иных технических вузов в Германии в сотрудничество с российскими учебными заведениями и в развитие ГРИНТ. В качестве преимущества указал возможность обучения на английском языке в вузах Германии. Подчеркнул равновесность подготовки российских и немецких студентов независимо от отличий в системах образования обоих государств. Предлагает проведение небольших исследовательских проектов на базе университетов Казани. В числе основных проблем выделил: недостаточное финансирование, необходимость постоянной мотивации спонсоров текущих и будущих проектов, нерешенный вопрос двустороннего признания дипломов.

 

Вопрос 5. «Программы поддержки молодых ученых и преподавателей, проведение совместных научных исследований. Опыт российских университетов и примеры лучших практик»

Слушали: ректора Сибирского федерального университета Евгения Александровича Ваганова.

Е.А. Ваганов отметил, что количество программ поддержки студентов, желающих обучатся за рубежом, достаточно для еще большего развития российско-немецкой академической мобильности. Проблема состоит не в финансировании, а в информированности студентов. Подчеркнул, что Сибирский федеральный университет стремится выйти с уровня студенческой мобильности на уровень реального научного сотрудничества с Германией, приведя ряд примеров, среди которых — сотрудничество в области математических исследований (совместные научные работы, российско-германский проект ZOTTO и другие). Выделил ряд приоритетных направлений (развитие которых наиболее предпочтительно с точки зрения эффективного вовлечения студентов России и Германии): летние школы, краткие курсы ведущих ученых для молодых исследователей, семинары по конкретным темам, совместные экспедиции и практики, привлечение молодежи в крупные научные проекты.

 

Вопрос 6. «Сотрудничество вузов Германии и России в области подготовки молодых ученых и в области научных исследований»

Слушали: ректора Рурского университета в Бохуме Акселя Шёльмериха.

А. Шёльмерих отметил существенные различия образовательных систем России и Германии (начиная от специфики программ обучения, особенностей сдачи зачетов и экзаменов и заканчивая процедурами защиты диссертаций), которые значительным образом осложняют развитие российско-немецкого академического сотрудничества. При этом подчеркнул положительную динамику академической мобильности между Россией и Германией. Предложил усилить привлечение студентов Германии и России к участию в краткосрочных программах, которые впоследствии в свою очередь привлекут к участию в программах долгосрочных.

 

Дискуссия

Выступали: проф. Вессельс Йоханнес; проф. Заботкина Вера Ивановна; Дементьев Илья Александрович; д-р Хиллер Петер; проф. Хипплер Хорст; проф. Шарфф Петер; проф. Гросс Моника.

Й. Вессельс отметил, что в ходе встречи недостаточное внимание было уделено вопросам научного сотрудничества, конкретным примерам эффективного научного взаимодействия России и Германии.

В. И. Заботкина подчеркнула существенность проблемы взаимного признания дипломов и диссертаций в России и Германии. Предложила по итогам настоящей встречи принять решение о подготовке обращения в правительство Российской Федерации по вопросу необходимости разработки соглашения, регулирующего указанную проблему.

И. А. Дементьев отметил, что перед формулировкой обращения необходимо подробным образом изучить проблему и определить причину неподписания ранее разрабатываемого соглашения, касающегося данной сферы. 

П. Хиллер поддержал предложение о подготовке обращения.

Х. Хипплер высказал мнение о том, что следовало бы сформулировать не обращение в правительство, а петиции в компетентные в данной сфере органы России и Германии, которые в свою очередь могли бы впоследствии, после проработки вопроса составить обращения на высший уровень.

П. Шарфф поддержал предложение составить обращение, отметив, что оно могло бы стать значительным итогом проведенной встречи.

Х. Хипплер подчеркнул, что российские и немецкие университеты должны доверять друг другу в вопросе взаимного признания диссертаций, предложив научное доверие в качестве возможного решения проблемы. Высказал также поддержку озвучиваемым в ходе встречи идеям об интенсификации проведения российско-немецких летних школ.

Решили: Продолжить в ходе следующих встреч обсуждение вопроса подготовки обращения о необходимости решения проблемы взаимного признания дипломов и диссертаций в России и Германии в компетентные органы обоих государств.