вернуться

Проблемы подготовки IT-специалистов обсудили за круглым столом АВУ

Ассоциация ведущих университетов России совместно с представителями крупнейших вузов страны и национальных исследовательских институтов провела круглый стол, на котором обсуждались вопросы подготовки высококвалифицированных кадров в сфере IT-технологий и формирования профессиональных и карьерных компетенций у студентов, необходимых для эффективной работы в интересах государства.


Обращаясь к участникам встречи, руководитель Секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова подчеркнула актуальность темы, отметив, что в текущей политической обстановке и в условиях новой реформы высшего образования важно наличие четких ориентиров модернизации системы подготовки профильных специалистов.

«Вместе с необходимостью адаптироваться к изменениям в системе образования мы видим и запрос от работодателей из различных отраслей экономики на ускоренную подготовку кадров в сфере IT, — сообщила Марина Лаврикова. — Крупные вузы страны обладают огромным потенциалом для подготовки таких специалистов. Важно этим опытом воспользоваться и не начинать все заново. Ассоциации ведущих университетов вместе с Советом ректоров вузов Северо-Запада нужно определить, в каком направлении двигаться, какие проблемы учитывать и какие задачи решать».

Одной из ключевых проблем, обсуждаемых за круглым столом, стала сложность установки сроков базового высшего и специализированного образования по разным направлениям подготовки в области высоких технологий. По словам ректора университета ИТМО Владимира Васильева, дисциплины, связанные с обучением IT —специалистов и программистов, должны меняться ежегодно, отвечая требованиям экономики РФ и ориентируясь под запросы рынка.

«В IT-области время от исследования продукта и его разработки до конечной реализации существенно сокращается, что требует немедленной практической реакции образовательного пространства и использования новых образовательных технологий», — обозначил Владимир Васильев. Он также подчеркнул важность наличия фундаментальных знаний в IT индустрии и добавил, что они должна включать не только информированность в области физических, математических, информационно-коммуникационных наук, но и цифровую культуру и развитие системного, креативного, критического видов мышлений.

Директор Института информационных и вычислительных технологий, заведующий Кафедрой вычислительных машин, систем и сетей Национального исследовательского университета «МЭИ» Сергей Вишняков выступил с предложением сохранить двухуровневую систему подготовки кадров, так как по окончании четырёхлетнего процесса обучения студент будет владеть необходимым набором базовых знаний.

Кроме того, сохранение соотношения 4:2 (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) позволит продолжить взаимодействие как с западными, так и с восточными зарубежными партнерами, которые имеют схожую образовательную модель. Кроме того, Сергей Вишняков поднял вопрос о возможном увеличении нормативного срока подготовки по определённым образовательным программам за счет добавления практических занятий. Это будет способствовать тому, что студенты, отправляясь на интересующие их предприятия в качестве стажеров, после обучения в магистратуре полноценно погрузятся в проблематику компании и дополнительно получат ряд корпоративных льгот.

«Мы находимся на том этапе, когда стала ясна необходимость более сложного обучения, наличия образовательных программ, наполненных тем содержанием и теми возможностями, которые за четыре года любой вуз сможет реализовать для студента, если он понимает цели, и в первую очередь ориентируется на требования рынка труда и работодателей», — сообщил директор Института информационных и вычислительных технологий Сергей Вишняков.

С докладом выступил на мероприятии и директор Высшей школы программной инженерии Московского физико-технического института (национального исследовательского университета) Алексей Малеев. Он рассказал об опыте организации дополнительного профессионального образования (ДПО) в формате фестиваля RuCode, который впервые прошел в 2020 году. Программа мероприятия состоит из трех частей: год онлайн-курсов, конференций и вебинаров, интенсивные практические тренинги и зачет в виде соревнований по направлениям «Искусственный интеллект» и «Алгоритмическое программирование».

«Я хочу отметить, что фестиваль открыт не только для студентов, которые хотят повысить квалификацию, у нас также участвуют и школьники старших классов, и пожилые люди», — отметил Алексей Малеев. Он также добавил, что помимо участников, масштабным такой формат образования делают и крупнейшие вузы, и органы власти, которые оказывают поддержку на местах, и бизнес, для которого фестиваль приносит поток новых кадров и дает возможность опробовать свои идеи.

Участники круглого стола поделились своим опытом подготовки IT-специалистов и развитием профессиональных компетенций на профильных и непрофильных направлениях. Так, по мнению руководителя Департамента больших данных и информационного поиска Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгения Соколова, цифровые навыки такие, как информационная грамотность, базовое программирование и анализ данных, необходимо развивать у всех студентов. Наличие таких компетенций поможет обучающимся стать не только высококвалифицированными, но и универсальными специалистами, облегчит выполнение рабочих задач, повысит производительность труда и позволит быть более конкурентоспособными на рынке.

Не менее значимой в реализации карьерного роста становится роль университета. Об этом в своем докладе сообщил директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета Геннадий Веселов.

«Университет обязан стать платформой для кооперации между различными заинтересованными лицами: студентами, государством, школами, колледжами, компаниями-партнерами, преподавателями различных проектов и так далее. Должно происходить такое эффективное взаимодействие, которое помогало бы воспитывать и подготавливать IT-специалистов», — рассказал директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета Геннадий Веселов.

Еще одним вопросом, который рассматривался за круглым столом, стал вопрос незамотивированности школьников к сдаче государственных экзаменов по физике и профильной математике, что в дальнейшем приводит к нехватке кадров в соответствующих областях. «Учитывая нашу демографическую ситуацию, учитывая те обстоятельства, что очень мало ребят выбирают предметы естественно-научного цикла, мотивация, действительно, является важнейшей задачей», — отметила руководитель Секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной работе СПБГУ Марина Лаврикова. Она добавила, что одним из вариантов решений станет реализация различных мероприятий и программ подготовки для школьников.

По итогам онлайн-заседания Ассоциации ведущих университетов, национальных исследовательских институтов, Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа и крупнейших вузов России, в том числе МГУ и СПбГУ, было предложено обсудить возможность сотрудничества Университета 2035 с другими образовательными организациями для поддержки и развития проекта «Код будущего» для обучения школьников 8-11 классов.

Санкт-Петербургский университет ежегодно выпускает огромное количество IT-специалистов, в том числе и программистов, и предлагает различные образовательные продукты, включающие изучение информатики, больших данных, блокчейн и машинное обучение. В СПбГУ реализуются такие программы подготовки, как «Современная математика», «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование», «Цифровая трансформация с использованием технологий распределенных реестров» и многие другие. Университет является обладателем гранта в сфере искусственного интеллекта и на базе Центра технологий распределенных реестров и Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ занимается разработкой образовательных программ по этим направлениям.

Всероссийский фестиваль RuCode по искусственному интеллекту в физике, математике, инжиниринге и науках о жизни запущен при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и федерального проекта «Популяризация науки и технологий».