вернуться

На конференции АВУ обсудили вопросы экспорта российского образования

В работе секций, посвященных развитию экспортного потенциала российской системы образования, приняли участие более 80 представителей российских вузов, органов государственной власти и общественных организаций.

В настоящее время среди глобального рынка образования на российский сектор приходится только 3 % иностранных граждан, однако общемировые тенденции мобильности в 2018 году постепенно меняются: лидеры академического обмена — США и Великобритания понемногу теряют целевую аудиторию. По прогнозам, к 2033 году 66 % среднего класса будет находиться в Азии. Если эти показатели станут реальностью, то через десять лет больше половины прироста международных студентов обеспечат Китай и Индия. Россия неизбежно ощутит эти изменения на себе.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев сообщил, что в ближайшее время планируется запросить у правительства повышение финансовой квоты на иностранных обучающихся, чтобы иметь возможность обеспечить обучение 30 тысяч человек из других стран. Он добавил, что в прошлом году правила пребывания иностранных студентов были упрощены: «Внесены поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», продлен срок временного пребывания, теперь им не нужно выезжать из страны, чтобы переоформить визы». Сегодня процедура приезда будущих студентов в Россию упрощена: обучающийся получит приглашение от вуза, которое будет оформлено через Управление по вопросам миграции МВД, независимо от того на какой срок он приехал — четыре года по программе бакалавриата или один семестр по программе академической мобильности. Это позволит ему получить визу на 90 суток, а после истечения этого срока продлевать ее один раз в год, не покидая территории России.

Об опыте СПбГУ по привлечению студентов из-за рубежа рассказала первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк. В частности к 2017 году Санкт-Петербургский университет располагал уже более 50 действительными сертификатами о международной аккредитации образовательных программ. Присвоение СПбГУ особого статуса в 2009 году позволило ему разработать собственные образовательные стандарты, приблизить модель образования к национальным системам образования других стран и повысить его конкурентоспособность.

Еще одно важное направление работы озвучил председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Николай Кропачев — привлечение к процессу обучения и разработки образовательных программ работодателей, в том числе представителей иностранных компаний. По его словам, это не просто повышает качество программ, но и помогает успешному трудоустройству выпускников и повышает узнаваемость программ среди российских и иностранных абитуриентов. «Сейчас у нас 75 % членов выпускных квалификационных комиссий — это работодатели. Заключено две тысячи активных договоров, из них около 200 — с иностранными компаниями. Нам нужны люди, которые будут открыто говорить, что у нас работает правильно, а что нет», — заметил Николай Кропачев.

Эксперты заметили, что сегодня конкуренция за студентов ведется не между университетами, а между национальными брендами образования. Николай Кропачев предложил коллегам из других вузов создавать совместные проекты и участвовать в реализации тех наработок, которые уже есть у СПбГУ. Например, применить общий опыт можно в создании онлайн-курсов, коллективных научных исследованиях и работах и зарубежных выставках образования.

По итогам конференции АВУ были подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации и проанализированы лучшие практики в сфере приема и организации обучения иностранных граждан в российских вузах.

Справка

Перспективы экспорта образования в современном международно-политическом пространстве представил Андрей Байков, проректор по магистерским и международным программам МГИМО. Опытом приема иностранных граждан и решения проблем его нормативно-правового обеспечения, а также рекрутинга поделился Александр Бабич, заместитель по учебным и внеучебным вопросам первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ. О сложностях социокультурной адаптации иностранных граждан на примере своего вуза рассказала Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов. Доклад на тему: «Миграционный учет иностранных граждан в период обучения в российских университетах» представила Татьяна Сафонова, начальник отделения миграционного учета отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В дискуссиях, посвященных приему иностранных граждан, приняли участие Алина Анисимова, советник отдела проектной деятельности Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, Ренат Ялышев, руководитель Международного студенческого офиса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Александр Бедный, проректор по международной деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Трудности социокультурной адаптации студентов, приехавших на учебу в Россию, обсуждали Наталия Языкова, начальник отдела сопровождения иностранных обучающихся Новосибирского государственного университета, а также Мария Врублевская, директор центра международного образования НИУ Высшая школа экономики.