вернуться

Эксперты ведущих вузов России обсудили особенности деятельности студенческих объединений и воспитание молодежи

Ассоциация ведущих университетов России провела круглый стол, посвященный принципам и порядку формирования студенческих советов и их подразделений, а также правовому обеспечению воспитательной работы в вузах. Участники обсудили подходы к исполнению указа президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

С вступительным докладом на круглом столе выступил ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев. Он обратил внимание на то, что в нормативных актах, таких как Закон об образовании или Федеральный закон «О молодежной политике», не существует понятия «студенческое самоуправление». Несмотря на то, что это выражение является расхожим и даже используется в официальных письмах органов государственной власти, оно не вполне корректно, поскольку органы самоуправления не только обладают правами, но и несут ответственность за принятые решения.

Ректор СПбГУ подчеркнул, что действующее законодательство Российской Федерации относит вопросы регламентации процедуры создания студсоветов и наделения их различными правами к компетенции образовательной организации, а не исполнительных органов государственной власти или самих обучающихся. «Закон об образовании не закрепляет конкретных прав и обязанностей всех органов управления вузами, предоставляя им возможность в зависимости от своей специфики самостоятельно осуществлять соответствующую регламентацию, ― подчеркнул Николай Кропачев. ― Нашим университетом в целях повышения эффективности работы, а также осуществления политики открытости и повышения доверия к принимаемым управленческим решениям реализован комплекс мер, направленных на возможно более широкое привлечение обучающихся к решению административных вопросов». Так, в 2011 году был сформирован Студенческий совет СПбГУ. Его представители лично принимают участие в выработке и принятии управленческих решений, что повышает уровень доверия обучающихся к соответствующим административным решениям.

В отдельных случаях, помимо мнения студсоветов, вузу необходимо учитывать позицию и профсоюзной организации обучающихся. Тем не менее вопросы их функционирования и взаимодействия с образовательными организациями законодательно практически не регламентированы. Например, в Университете параллельно с Советом обучающихся могут действовать несколько профессиональных союзов студентов, и учет всех мнений при издании локальных нормативных актов или решении определенных задач представляется чрезмерно усложненной административной процедурой. Как отметил Николай Кропачев, направление запросов во все эти организации способно существенным образом затруднить текущую работу вуза и вместе с тем усилить градус социальной напряженности ввиду формирования между ними конкурентной среды и формальной демонстрации наилучшей защиты прав обучающихся. По указанному вопросу Университетом был получен ответ Минобрнауки России, разъясняющий, в каких случаях целесообразно запрашивать мнение этих объединений.

В ходе круглого стола участники рассказали о том, как происходит взаимодействие со студенческими объединениями в их образовательных организациях. Первая часть заседания была посвящена принципам и порядку формирования студенческих советов вузов и их подразделений. Ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина представила доклад «Совет обучающихся как инструмент эффективного соуправления сетевым университетом», а проректор по молодежной политике Сибирского федерального университета Екатерина Сидоренко познакомила участников круглого стола с достижениями СФУ в организации деятельности студенческих организаций в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». О взаимодействии с объединенным советом обучающихся в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина рассказал проректор по воспитательной работе УрФУ Дмитрий Лоевский, опытом Мурманского арктического государственного университета в части формирования студенческих советов поделилась проректор по молодежной политике МАГУ Любовь Лычкина. Выступление проректора по молодежной политике и воспитательной работе Череповецкого государственного университета Натальи Макаровой было посвящено организации деятельности органов совета обучающихся в ЧГУ, опыт Национального исследовательского университета «МИСиС» в формировании студенческого совета представил исполняющий обязанности проректора по молодежной политике вуза Григорий Ревняков. О действующих в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена органах студенческих объединений и их интеграции в воспитательную деятельность вуза сообщил проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ имени А. И. Герцена Александр Низов. О структуре и развитии студенческого спортивного клуба «КАИ-Зилант» Казанского национального исследовательского технического университета — КАИ имени А. Н. Туполева рассказал директор клуба Алексей Зайнеев.

Темой второй части круглого стола стало правовое обеспечение воспитательной работы в вузах. Первый заместитель председателя правления общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Наталия Мандрова познакомила с деятельностью движения, реализующегося на базе вузов. Проректор по молодежной политике, заведующий кафедрой правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Ольга Калпинская представила программу воспитания как документ, структурирующий этот процесс, а руководитель Центра правового обеспечения основной деятельности правового управления Северо-Кавказского федерального университета Ирина Бабичева рассказала о правовом обеспечении воспитательной работы в СКФУ.