Заседание правления Российского союза ректоров

5 июня 2020 года прошло заседание правления Российского союза ректоров, в котором приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Т. А. Голикова, министр науки и высшего образования В. Н. Фальков, президент РАН А. М. Сергеев.

Т. А. Голикова подчеркнула, что российское образование с честью справилось с переходом на дистанционный формат обучения, и выразила надежду на не менее высокий уровень проведения приемной кампании. Она отметила, что был проведен глубокий анализ системы высшего образования, особенно в ситуации последних месяцев, были проанализированы предварительные результаты реализации программ повышения глобальной конкурентоспособности.

В. Н. Фальков представил основные тезисы «Программы стратегического академического лидерства», в основу которой легли принципы конкуренции, открытости и партнерства между образовательными, а также научными учреждениями. Министр рассказал о конкурсах, которые будут проведены осенью этого года. По результатам конкурсов будет дополнен список опорных университетов (всего не более 70), а также проведена ревизия эффективности национальных исследовательских университетов, и их число может быть сокращено до 25. По оценкам специалистов министерства, уже сейчас требованиям к участию в конкурсе отвечают около 150 университетов.

Министр подчеркнул особую роль для всей системы российской науки и образования двух российских национальных университетов — МГУ И СПбГУ и уточнил, что МГУ и СПбГУ не принимают участие в этой программе, поскольку развиваются в соответствии с индивидуальными программами развития (согласно «Закону о двух университетах).

В совещании принял участие и вице-президент Союза ректоров России, председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. В своем выступлении он поддержал и высоко оценил программу, представленную министром науки и образования. И в выступлении на совещании, и в интервью по его итогам Н. М. Кропачев подчеркивал, что в число основополагающих принципов программы (открытости, честной конкуренции, возможности участия в программе как образовательных, так и научных учреждений) необходимо включить принцип укрепления внутренней интеграции всей научно-образовательной системы. По мнению Н. М. Кропачева, только высоко интегрированная научно-образовательная система России (724 вуза и более 1000 академических и отраслевых научных учреждений) может обеспечить повышение общей эффективности деятельности даже в экономических условиях, когда эта финансовая поддержка предоставляется каким-то отдельным учреждениям или объединениям учреждений.

Н. М. Кропачев отметил, что перечень целей программы (ускорение технологического развития Российской Федерации, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира) включает только часть национальных целей из числа сформулированных в Указе Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В частности, в программе пока полностью отсутствуют цели социогуманитарной направленности, присутствующие в указе президента, что не соответствует миссии высшего образования. Кроме того, цели программы и конкретные мероприятия программы пока еще не имеют жесткой взаимосвязи. А это может привести к тому, что формально выполненные мероприятия не приведут к достижению провозглашенных целей.

Источник: сайт СПбГУ