вернуться

В СПбГУ обсудили правовые особенности процедуры поступления в вуз

Процедура поступления в высшие учебные заведения в условиях коронавирусных ограничений была отмечена рядом особенностей, некоторые из которых вызвали затруднение у абитуриентов и их родителей. Возможные пути решения этих проблем обсудили в ходе совместного круглого стола Ассоциации ведущих университетов, Совета ректоров вузов СЗФО и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, посвященного организации приема.

Открывая заседание, ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев отметил, что процедура, обеспечивающая доступ граждан к высшему образованию, затрагивает сотни тысяч не только вчерашних школьников, но и их родителей и потому нуждается в совершенствовании. Неслучайно в этом году государство уделило особое внимание этому вопросу, и для решения проблемы был создан суперсервис «Поступление в вуз онлайн». «В 2021 году прием имел определенные особенности, которые были связаны не только с техническими, но и с нормативными вопросами. В частности, мы впервые зачисляли студентов в одну волну, ― сообщил ректор СПбГУ. ― Обеспечивает ли подобное решение защиту прав абитуриентов? Позволяет ли оно принимать осознанное решение при выборе вуза? Возможность осознанного решения — психологический момент или требование закона?»

Различные точки зрения по этому вопросу представлены как в средствах массовой информации, так и в научных публикациях. Свое видение ситуации Санкт-Петербургский университет изложил в статье «Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект», созданной в соавторстве ректором Санкт-Петербургского университета Николаем Кропачевым, заместителем начальника Управления президента РФ по научно-образовательной политике Юлией Линской и Александром Бабичем, проректором по воспитательной работе и организации приема СПбГУ. Данная статья выйдет в ближайшем выпуске «Вестника Санкт-Петербургского университета» (серия «Право»).

Основные тезисы статьи участникам встречи представил проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич. Он рассказал, что согласно международному и конституционному праву высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Единственным критерием доступа к нему являются способности человека, определяющиеся в процессе конкурсного отбора. При этом Конституционный суд РФ подчеркивает, что при установлении условий реализации того или иного права должна быть обеспечена возможность для участников правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения. «Это важный момент, и как абитуриенты, так и их родители, принимая решение в рамках процедуры приема, должны иметь возможность предвидеть те правовые последствия, которые наступят при совершении тех или иных значимых юридических действий», — отметил Александр Бабич.

Действующее нормативно-правовое регулирование процедур приема, представленное в Порядке приема на обучение по программам высшего образования, который утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1076, предусматривает в рамках регламентации приема 2021 года зачисление в два этапа. Первый из них ― приоритетный, в котором зачисляются лица, поступающие без вступительных испытаний в рамках особой и целевой квот, второй ― зачисление всех поступающих в рамках общего конкурса, фактически в ходе одной волны. Также необходимо учитывать, что порядок приема устанавливает предельное количество образовательных организаций высшего образования. В настоящее время абитуриент может подать заявление не более чем в пять вузов. Согласие на зачисление, по сути, является волеизъявлением поступающего, в котором он говорит о том, что дает согласие быть зачисленным на конкретную образовательную программу, основу обучения и в определенное образовательное учреждение.

В ходе доклада проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ представил практику применения порядка приема в 2021 году на примере Санкт-Петербургского университета. В частности, он обратил внимание на то, что в период подачи согласий на зачисление абитуриенты и их родители подавали согласия неравномерно. Если в рамках периода подачи согласий за четыре дня в Университет было подано 36 % от общего количества согласий, то в последние два дня поступило почти 64 % документов. Более того, 12 % от общего количества согласий на зачисление было подано в последние два часа отведенного для этого времени.

«Порядок приема в 2021 году предусматривал возможность подачи заявлений в электронно-цифровой форме (через портал Госуслуг, через электронную систему вузов), а также по электронной почте, обычной почтой и в рамках личного приема, где это было предусмотрено порядком приема отдельных вузов. Все эти документы по общему правилу поступают в вуз до 18:00, и приемные комиссии должны успеть осуществить их обработку, чтобы отразить на сайте в конкурсных списках реальную конкурсную ситуацию, — рассказал Александр Бабич. ― Естественно, что при таком формировании подачи согласий на зачисление реальная оценка конкурсной ситуации практически невозможна. Это означает, что в ситуации полной неопределенности абитуриенты и их родители подают согласие на зачисление фактически наугад, в меру своей осведомленности». Следствием этого стала ситуация, при которой абитуриенты, которые подали согласие на зачисление до установленного срока и видели, что проходят по конкурсу, после 18:00, когда приемные комиссии обработали все согласия на зачисление, оказались вне выделенной квоты бюджетных мест, поскольку были обработаны поданные в последний момент согласия поступающих, занимающих более высокую строчку в рейтинговых списках.

«Таким образом, получается, что с точки зрения практики применения данного нормативного регулирования абитуриенты и их родители не имеют разумной возможности предвидеть последствия совершаемых ими юридически значимых действий, — заключил Александр Бабич. ― Именно это в конечном итоге приводит к социальной напряженности и жалобам со стороны родителей в адрес вуза и контрольно-надзорных органов по вопросам, связанным с незачислением».

Наиболее рациональным подходом к организации приема на программы бакалавриата и специалитета в рамках контрольных цифр приема, по мнению авторов статьи «Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект», является зачисление поступающих в соответствии с приоритетностью образовательных организаций высшего образования и образовательных программ, указанных ими в зачислении о приеме. Вместе с тем наличие суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» технологически позволяет отменить ограничение на предельное количество образовательных организаций, в которые может быть подано заявление о приеме. «При том количестве бюджетных мест, которые имеются в системе высшего образования, у бывшего школьника должна быть возможность выбрать любой вуз и принять участие в конкурсе согласно приоритету этих вузов и программ. Только в том случае, если он полностью прошел цепочку своих приоритетов и никуда не был зачислен, он понимает, что именно его способности — результаты экзаменов, которые он представил, не позволили ему выиграть в конкурсном отборе», — отметил в завершение выступления проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ.

Презентации