вернуться

Статус университетских музеев обсудили на заседании АВУ

Ассоциация ведущих университетов совместно с Советом ректоров вузов Северо-Западного федерального округа и СПбГУ провела круглый стол на тему «Статус университетских музеев». Участники обсудили использование ресурсов вузовских музеев в научном и образовательном процессе, а также вопросы финансирования музейной деятельности в высших учебных заведениях.

Традиционная миссия музея, который является таковым по российскому законодательству, — это выполнение его хранительской и просветительской функций: они сохраняют и передают культурный код, обеспечивая широкий доступ для граждан. Однако статус университетских музеев имеет некоторые отличия, отметила первый проректор СПбГУ Елена Чернова.

Музеи, находящиеся внутри вуза, доступны в первую очередь его студентам и сотрудникам. Сейчас перед нами стоит задача открыть их всему миру. Это повлечет увеличение нагрузки на университеты: помимо их основной деятельности, научной и образовательной, они должны будут осуществлять и просветительскую деятельность. Наши музеи должны восполнить эту функцию.

Первый проректор СПбГУ Елена Чернова

В ходе заседания представители ведущих вузов России обменялись опытом в осуществлении музейной деятельности. Проректор — начальник управления программой развития Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, руководитель рабочей группы по совершенствованию музейной деятельности в МГУ Сергей Егоров рассказал о текущих проблемах деятельности вузовских музеев. Одна из этих сложностей носит правовой характер. Так, например, экспонаты Музея землеведения МГУ используются в первую очередь для работы студентов, а не только для экспонирования. Обучающиеся имеют возможность во время занятий взять для эксперимента необходимый минерал, что может привести к небольшому повреждению образца. С точки зрения текущего музейного законодательства такая ситуация совершенно недопустима: эти минералы являются экспонатами, каждый из которых получает описание, характеристику и имеет научную значимость. В то же время потеря подобных коллекционных образцов для Музея землеведения МГУ несущественна, поскольку большинство из них широко представлены в природе, заменить их несложно. В похожей ситуации, по словам Сергея Егорова, находится музей Академии наук, где также осуществляется исследовательская деятельность.

Научный куратор Палеонтологического музея отдела естественно-научных коллекций СПбГУ доцент Ирина Бугрова представила вклад естественно-научных музеев Университета в его научно-образовательную деятельность. В настоящее время в состав отдела входят Гербарий и три геологических музея (Минералогический, Петрографический и Палеонтологический), общее количество предметов хранения в которых достигает 1,5 млн. В их фонды вошли собрания известнейших отечественных ученых — Дмитрия Менделеева, Франца Левинсон-Лессинга, Вениамина Семенова-Тян-Шанского, Александра Иностранцева, Петра Земятченского и других. «Уже к концу XIX века коллекции геологических музеев считались образцовыми. С момента своего создания все они предназначались для использования в научной и исследовательской деятельности и уже более 200 лет служат для подготовки геологов, географов и биологов, — рассказала Ирина Бугрова. — Музеи никогда не отделялись от учебного процесса». Сегодня коллекции геологических музеев и Гербария СПбГУ используются для подготовки обучающихся по направлениям «Геология», «География», «Почвоведение», «Биология», «Нефтегазовое дело».

Начальник Управления музейной деятельностью Томского государственного университета Людмила Панкратова выступила на тему «Музейное собрание ТГУ в реализации научно-исследовательской и образовательной деятельности университета». Она рассказала, что сегодня коллекции университета насчитывают свыше 507 000 единиц хранения. Ежегодно на этом материале пишется около 20 курсовых и выпускных квалификационных работ, а сами музеи становятся площадкой для реализации ряда учебных курсов и практических занятий. Здесь обучающиеся изучают такие дисциплины, как «Источниковедение», «Учет и инвентаризация музейных фондов», «Археология» и «Краеведение», а студенты (фотожурналисты, геологи и музеологи) проходят производственную практику. На примере Зоологического музея ТГУ Людмила Панкратова рассказала, как актуализация фондов и использование цифровых технологий помогают в реализации новых форматов образовательной деятельности.

Директор Горного музея Михаил Шабалов поделился опытом научно-образовательной деятельности в естественно-научном музее на примере Горного университета. Он сообщил, что научные коллекции содержат большое количество неизученного материала, который становится предметом самых разнообразных исследований. Так, на базе музея изучаются редкие минералы, в том числе с использованием неразрушающих методик, что позволяет получить более качественные изображения и детализировать информацию о них. «Минералогические коллекции являются своеобразным вещественным банком данных, доступным для повторных исследований. Их общенаучная и общекультурная ценность непрерывно возрастает, — подчеркнул Михаил Шабалов. — Научная ревизия минералогических коллекций является важной задачей ближайшего будущего». Также современный инструментарий позволяет проводить качественные исследования булатных сталей из коллекций музея, проводить 3D-реконструкцию экспонатов и получить таким образом сведения об их происхождении.

Руководитель дирекции музеев Казанского (Приволжского) федерального университета Светлана Фролова поделилась опытом использования ресурсов музеев вуза в образовательном процессе. Музейное пространство КФУ включает в себя 12 музеев по разным тематикам: это этнографический, зоологический, геологический, археологический музеи, музей истории Казанского университета и даже музей елабужского купечества. На основе изучения их коллекций студенты готовят курсовые, выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Кроме того, для знакомства обучающихся с экспонатами снимаются фильмы о выставках, создаются онлайн-экспозиции на цифровых платформах Izi.travel и Artefact, а также проводятся студенческие конкурсы.

Заведующий Геологическим музеем имени А. А. Штукенберга Казанского (Приволжского) федерального университета Владимир Силантьев рассказал об опыте использования музейных ресурсов в научных исследованиях. Музей с 2013 года проводит целенаправленные сборы массового коллекционного материала из обнажений и скважин. Впоследствии эти коллекции формируют вспомогательный научный фонд, материалы которого можно изучать разными аналитическими методами, в том числе делать шлифы и срезы, проводить геохимические, изотопные радиометрические анализы. Владимир Силантьев подчеркнул, что с каждым годом возможности и спектр аналитической базы расширяются, а возможность разнопланового изучения геологического материала, хранящегося в музеях, повышает их востребованность.

Взгляд специалистов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» на использование музейного комплекса представила директор Мемориального музея А. С. Попова «ЛЭТИ», председатель президиума Ассоциации музеев вузов Санкт-Петербурга Лариса Золотинкина. Она отметила, что вопросы улучшения позиционирования инженерного образования в современном обществе занимают важное место в деятельности высшей школы. Опыт мемориального музея показывает, что научно-технические и вузовские музеи могут предоставлять широкий спектр возможностей и разноплановый инструментарий для решения этой задачи. «Дополнительные возможности по популяризации инженерного образования в молодежной среде предоставляют различные радиотехнические кружки, а также коллективные любительские радиостанции, потенциал которых, по нашему мнению, недооценен и используется вузами не в полной мере, — рассказала Лариса Золотинкина. — Коллективная радиостанция Мемориального музея А. С. Попова (RK1B) традиционно участвует в различных всероссийских и региональных молодежных соревнованиях по связи на коротких и ультракоротких волнах, предоставляя свои «площадки» юным операторам, многие из которых становятся впоследствии студентами профильных петербургских вузов».

Об истории формирования естественно-научных коллекций вузов и возникающих на современном этапе проблемах рассказал директор научно-учебного Музея землеведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Андрей Смуров. По его словам, совмещение в вузовском музее функций научно-исследовательского института и учебного подразделения положительно влияет на качество образования и эффективность просветительских программ. Так создаются возможности для поддержания высокого уровня образовательных и просветительских программ, отвечающих достижениям современной науки. В музее формируется и особый вид научно-исследовательской работы, имеющей прямые выходы на образовательные и просветительские программы, — разработка учебно-научных экспозиционных комплексов. Практика их создания имеет значение не только для науки, но и позволяет рассматривать их как гарант поддержания высокого качества подготовки будущих специалистов.

Деятельность вузовских музеев является важным элементом воспитания и компонентом поддержания и развития не политизированного (в том числе международного) научного и социокультурного пространства.

Директор научно-учебного Музея землеведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Андрей Смуров

Ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Ольга Сотникова представила роль музейного комплекса в научно-образовательном процессе. Его основная цель заключается в сохранении, изучении и публичном представлении музейных предметов и коллекций — памятников материальной и духовной культуры европейского севера России, истории и традиций университета. В состав комплекса входит семь музеев, а также виртуальный филиал Русского музея. Коллекции вуза применяются в образовательном процессе, а также в просветительских целях для работы со школьниками — будущими абитуриентами СГУ. Отдельное внимание было уделено проектам вуза и порталу «Территория просвещения», который призван сохранять этнокультурное наследие европейского севера России.