вернуться

Как оценить работу образовательных организаций?

Главную тему — разработку новых принципов системы оценки качества высшего образования — обсуждали свыше 40 ректоров высших учебных заведений и представителей органов государственной власти.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко обратил внимание на то, что существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не только не учитывают инновации, но и подавляют их. Вместо того чтобы мотивировать вузы на улучшение работы и повышение показателей, процедура аккредитации приводит к их усреднению и, следовательно, к понижению качества лучших учебных заведений. Помощник президента обратил внимание на то, что ведущим вузам России следует взять на себя ответственность по разработке новой системы, поскольку именно сейчас наступил подходящий для этого момент.

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, в настоящее время входной, а он же верхний, барьер аккредитации вузов невысок, что позволяет пройти ее даже довольно слабым вузам. Он заметил, что система государственной проверки высших учебных заведений довольно архаична, поэтому предложил присутствовавшим на заседании ректорам создать новую нормативную базу, уменьшить количество процедур и сделать их максимально объективными.

На заседании было отмечено, что в аккредитационные комиссии зачастую входят недостаточно подготовленные эксперты. При этом качество подготовки студентов не проверяется в ходе дополнительных процедур. Вместо них проводится документарный контроль, который не позволяет в полной мере судить о качестве определенной образовательной программы. Первый проректор СПбГУ, руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов Илья Дементьев рассказал, что при анализе итогов проверок Рособрнадзора 2016 и 2017 года было замечено, что результаты внеплановых выездов комиссии носят типовой характер и составлены по одному и тому же шаблону, который всегда заполняется примерно одинаково. Отсутствие прозрачных и открытых методик для проведения проверки не дает возможности вузам организовать свою деятельность в соответствии с ними и во многом оставляет результаты экспертизы на усмотрение членов комиссии. Так, например, одним из критериев, по которым оценивается работа вуза, является наличие на сайте вуза определенной информации, в частности об условиях приема. Однако четких требований, в каком именно разделе она должна находиться, сейчас нет, и в результате все высшие учебные заведения размещают ее на разных страницах. Во время проверки эксперты опираются на свое собственное представление о том, где должны быть опубликованы эти сведения. Вместе с тем сотни тысяч абитуриентов ежегодно без особых проблем находят нужную информацию на сайтах вузов и успешно пользуются ей.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при президенте России по профессиональным квалификациям Александр Шохин сообщил, что основными потребителями результатов деятельности вузов являются работодатели, которых волнует вопрос качества выпускников. Поэтому важно выстроить технологии взаимодействия между ведущими университетами и ведущими корпорациями — как государственными, так и частными. Пока в эту работу вовлечены далеко не все вузы и образовательные программы. Необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ с использованием их оценки объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями. Изменить ситуацию позволит их информирование о деятельности друг друга — эту функцию могут выполнять АВУ и ассоциация «Глобальные университеты».

По инициативе председателя Ассоциации ведущих университетов, ректора СПбГУ Николая Кропачева прозвучавшие на совещании предложения о переходе к новой системе оценки качества будут представлены президенту РФ Владимиру Путину.