вернуться

Кадры будущего: передовые инженерные школы как ответ на современные вызовы

В формате видео-конференц-связи при участии Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа, национальных исследовательских институтов, Санкт‑Петербургского и Московского государственных университетов состоялось заседание членов Ассоциации ведущих университетов. В ходе совещания эксперты обсудили роль передовых инженерных школ в повышении качества подготовки технических кадров в стране.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель председателя Ученого совета Санкт-Петербургского университета, ученый секретарь СПбГУ Елена Григорьевна Чернова. Она отметила, что в последние годы наблюдается значительный рост интереса к инженерным специальностям и образовательным программам, готовящим будущих инженеров.

«Проект, начатый в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования, нашел свое воплощение в Санкт-Петербургском университете в виде междисциплинарных исследований и образовательных программ, ориентированных на минерально-сырьевой комплекс России. В 2024 году спрос среди абитуриентов был достаточно высок, средний балл по ЕГЭ превысил 92%. Это позволяет нашему университету стать площадкой для успешного старта молодых профессионалов», — рассказала Елена Григорьевна, отметив, что СПбГУ, оставаясь старейшим вузом Российской Федерации, внедряет инновационные решения, совершенствует инфраструктуру и выстраивает высокотехнологичное пространство.

Она также сообщила, что на базе Санкт-Петербургского университета успешно функционирует лаборатория геохимического анализа нефти, созданная при поддержке компании «Газпромнефть», которая оснащена современным оборудованием, позволяющим проводить детальные исследования состава нефти и пластовой воды. Сотрудничество с отраслевыми предприятиями, по словам исполнительного директора Ассоциации федеральных вузов, помогает Университету учитывать потребности работодателей при разработке и реализации образовательных программ.

На сегодняшний день СПбГУ заключил более 1600 соглашений о сотрудничестве с компаниями-работодателями.

Руководитель Секретариата Ассоциации ведущих университетов, исполняющая обязанности первого проректора по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова подчеркнула, что задача популяризации инженерного образования заключается в распространении информации не только среди студентов, но и среди абитуриентов. В приветственном слове она также выразила надежду на то, что проект передовых инженерных школ продолжит развиваться.

«На одном из предыдущих круглых столов, где мы обсуждали проблемы математического образования, речь шла о том, как родители влияют на выбор профессии уже в пятом классе. Именно от этого выбора зависит дальнейший путь к выбору предметов на ЕГЭ и, в конечном итоге, поступление в инженерные вузы и программы», — сообщила Марина Юрьевна.

В рамках профориентационной работы Передовая инженерная школа СПбГУ проводит экскурсии и лекции для учащихся Санкт-Петербурга, знакомя их с достижениями ученых Университета в различных предметных областях. В апреле этого года в СПбГУ была запущена дополнительная образовательная программа «Экономика инжиниринга в нефтегазовой отрасли», ориентированная на выпускников экономических и технических направлений с последующим трудоустройством в предприятия газовой отрасли.

Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского университета играет ключевую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для геологоразведочной отрасли России. Направление становится особенно важным в свете острых кадровых проблем, рассказал директор ПИШ «Междисциплинарные исследования, технологии и бизнес-процессы для минерально-сырьевого комплекса России» СПБГУ Вячеслав Владимирович Половков. Доцент Университета (кафедра геофизики) отметил необходимость интеграции междисциплинарных исследований, технологий и бизнес-процессов в образовательные программы для восполнения дефицита специалистов в минерально-сырьевом комплексе страны.

«Основной задачей школы является подготовка инженеров-лидеров, которые не только обладают фундаментальными знаниями в области геологии и геофизики, но и способны применять инструменты, современные технологии, например, оптоволокно и беспилотные летательные аппараты, для решения сложных задач геологоразведки», — подчеркнул Вячеслав Владимирович.

В 2024 году в рамках реализации деятельности ПИШ СПбГУ были запущены восемь образовательных программ, включая программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на подготовку специалистов в области прикладной геологии, горного и нефтегазового дела. В рамках обучения предусмотрено участие студентов в научных проектах, стажировках и конференциях. Научные достижения интегрированы в образовательный процесс, а студенты и преподаватели участвуют в научно-исследовательских проектах.

Более того, в Санкт-Петербургском университете к инженерному образованию применяется подход индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на высокотехнологичные компании-партнеры: выпускники адаптируются к целям работодателей благодаря участию ведущих практиков и интеграции в бизнес-процессы. Каждый инженер-выпускник, по словам Вячеслава Половкова, получает навык системного экономического мышления и оценки инвестиционных идей, включая использование ИТ-решений. Главным отличием ПИШ СПбГУ является создание инновационных инженерных команд, способных эффективно решать задачи любого уровня. А важным аспектом подготовки специалистов выступает взаимодействие с ведущими партнерами, такими как «Газпромнефть» и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского.

Также в рамках круглого стола с докладами выступили и другие представители ведущих университетов России. Так, заместитель директора Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии Национального исследовательского университета «Московский физико-технический институт» Алексей Леонидович Рудометкин рассказал о проекте подготовки главных конструкторов с раннего возраста. Он подчеркнул важность формирования инженерных навыков и мышления еще со школьной скамьи, чтобы развивать у учащихся способность оперативно решать новые задачи.

А руководитель Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» Алексей Иванович Боровков акцентировал внимание на интеграции цифровых технологий в учебный процесс. Он также поделился опытом реализации дополнительных образовательных программ передовой инженерной школы, в которые входят массовые открытые онлайн-курсы, дополнительные образовательные программы переподготовки и формирование кадров по направлению производственных технологий.

Концепцию подготовки инженеров нового формата с акцентом на развитие навыков проектного управления и междисциплинарного подхода представил заместитель директора по образованию Передовой инженерной школы Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева — КАИ Рустем Айдарович Аксянов.

Заместитель директора по организации образовательной деятельности Передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала» Южно-Уральского государственного университета Александр Евгеньевич Попов рассказал о подготовке специалистов в области двигателестроения, где особое внимание уделяется интеграции теоретических знаний с практическими навыками в производственных условиях.

«Сегодня был отмечен широкий арсенал инструментов, разработанных в рамках проекта по реализации передовых инженерных школ. Использование этого инструментария и уже имеющихся эффективных моделей, платформенных решений и образовательных технологий обогатит опыт тех, кто занимается развитием современного образования в части подготовки инженерных кадров», — подвела итоги Елена Чернова.