Ассоциация ведущих университетов за прозрачный прием

В связи с широким общественным обсуждением законопроекта «Об образовании», новых образовательных стандартов и, наконец, бурной полемикой о проведении Единого государственного экзамена в этом году Совет ассоциации ведущих университетов выступил с обращением по достижению прозрачности и открытости образовательных процедур

Отметим, что многие из предлагаемых первоочередных мер в том, что касается возможностей университетов, уже опробованы и реализуются в СПбГУ. В частности, в Петербургском университете с этого года проводится видеозапись дополнительных вступительных испытаний, в Интернете осуществляются трансляции защиты диссертаций, на сайте Университета публикуются незаконные обращения должностных лиц по поводу приема и обучения. На последнем заседании совета Ассоциации ведущих вузов России с участием министра образования и науки РФ все эти инициативы СПбГУ по повышению открытости деятельности университета были признаны обязательными для внедрения в вузах Ассоциации. Однако теперь Ассоциация рассчитывает на активность и ответственность остальных участников образовательного процесса.

Справка

Ассоциация ведущих университетов России была создана по инициативе ректоров Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова 2010 году. В состав Ассоциации вошли Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты и национально-исследовательские университеты. Председателем совета Ассоциации ведущих университетов является ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.

Информация об ассоциации на сайте СПбГУ

 

Обращение совета Ассоциации ведущих университетов

Как показали события 2010–2011 годов, реформа российского образования стала предметом пристального общественного внимания. Свидетельства тому и широкое обсуждение законопроекта «Об образовании» с множеством поступивших предложений по доработке; и острая общественная дискуссия по новому образовательному стандарту старшей школы, которая привела к значительной переработке первоначального проекта; и, наконец, бурная полемика об организации и проведении Единого государственного экзамена в 2011 году.

Ситуация с нарушениями при проведении ЕГЭ и обсуждение этого вопроса в средствах массовой информации и обществе со всей очевидностью показали общее состояние и болевые точки и российской системы образования, и общества в целом. Практика свидетельствует: существующие механизмы контроля неэффективны, если участники не следуют установленным правилам. Это неизбежно ведет к деформированию правового сознания в обществе: если молодой человек со школьной скамьи привыкает к нарушению правил, он и впоследствии будет их нарушать.

Совет Ассоциации ведущих университетов России считает, что улучшение ситуации возможно только при активной и ответственной позиции всех участников образовательного процесса.Объективная оценка знаний по итогам каждого уровня образования является неотъемлемым и принципиальным элементом проводимой образовательной реформы. Признавая важность и необходимость дальнейшего модернизации системы образования по заданным векторам развития, мы считаем принципиальным условием их успешности достижение полной открытости и прозрачности образовательных процедур для общества.

Для этого необходимо решить следующие первоочередные задачи:

  1. Организовать видеонаблюдение за проведением единого государственного экзамена во всех центрах сдачи ЕГЭ.
  2. Обеспечить присутствие внешних наблюдателей при подготовке и проведении ЕГЭ, разработку технологии общественного контроля с использованием записей видеонаблюдения для исключения нарушений среди участников.
  3. Организовать видеонаблюдение при проведении дополнительных испытаний при поступлении в вузы.
  4. Обеспечить в рамках законодательства о персональных данных открытость итогов ЕГЭ (баллы) по федеральным округам, субъектам Федерации, по каждому центру сдачи ЕГЭ на местах, а также аналитических обзоров этих итогов.
  5. Разработать совместно с Минобрнауки России и Российским советом олимпиад школьников комплекс мер по контролю за проведением вузовских олимпиад, дающих победителям льготы при поступлении, а также в рамках законодательства о персональных данных доступность результатов олимпиад.
  6. В рамках законодательства о персональных данных разработать формат обеспечения доступности на сайтах вузов информации, отражающей результаты (оценки) студентов по итогам первой сессии в сопоставлении с представленными ими при зачислении результатами ЕГЭ и/или олимпиад школьников, а также результаты (оценки) студентов, зачисленных по целевому набору.
  7. Размещать в сети Интернет магистерские диссертации, а также (по согласованию с авторами) рецензии и отзывы на них.
  8. Транслировать защиты диссертаций в сети Интернет.
  9. Публиковать на сайтах вузов незаконных обращений должностных лиц государственных органов и организаций по поводу приема и обучения.
  10. Включить внешних экспертов в состав приемных, экзаменационных и апелляционных комиссий вузов с целью обеспечения гласности и открытости приема на первый курс.