Вопросы открытости образования и науки обсудили на конференции под эгидой АВУ

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого под эгидой Ассоциации ведущих университетов (АВУ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт обеспечения открытости в организации работы российских вузов».

На открытии мероприятия выступили председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Владимир Тимонин.

Обращаясь к участникам встречи с приветственным словом, ректор СПбПУ Андрей Рудской отметил: «Для Политеха тема открытого университета очень близка: нам есть чем поделиться. Поэтому мы с удовольствием приняли предложение провести конференцию в нашем университете». Он подчеркнул, что вопрос открытости вузов стал сегодня особенно актуальным и выразил надежду на то, что конференции по данной проблематике будут проводиться на регулярной основе.

Председатель ассоциации, ректор СПбГУ Николай Кропачев обратил внимание на то, что главная задача подобных мероприятий — это обмен и внедрение наиболее позитивных и эффективных практик. «Безусловно, на нас лежит огромная ответственность, поскольку мы — лидеры отечественного образования и науки, на нас равняются другие вузы страны. Важно, чтобы представители всех российских университетов могли понять, могут ли они использовать тот опыт, которым обладают вузы — представители ассоциации в своей работе», — подчеркнул Николай Михайлович.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Владимир Тимонин особо подчеркнул важность темы встречи представителей ведущих вузов страны, отметив, что это не просто модное и популярное направление, которое развивается в рамках Ассоциации ведущих университетов. Вопрос открытости — один из ключевых в работе Министерства образования и науки. Прежде всего это связано с разработкой приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда», который предполагает системные меры по развитию открытости всех уровней образования. Федеральный чиновник также выделил основное направление обсуждения — создание онлайн-курсов.

Опытом реализации принципа открытости в старейшем университете России с коллегами поделилась проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова. Проректор подчеркнула, что в Санкт-Петербургском государственном университете в понятие «открытость» вкладывают широкий смысл. «В последнее время, когда говорят об открытости вуза, чаще всего имеют в виду именно онлайн-образование. Однако в нашем Университете открытость — это главный принцип работы, который включает в себя не только открытость образовательного контента, но и различные управленческие инструменты», — отметила Марина Юрьевна.

По словам проректора, политика открытости в течение нескольких лет помогла обеспечить в Университете гласность всех действий руководителей разных уровней и прозрачность экспертной деятельности.

В обсуждении цифровой образовательной среды университетов также приняли участие проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина, заместитель проректора по учебной работе УрФУ Василий Третьяков, директор Центра дистанционного обучения СПб НИУ ИТМО Андрей Лямин и директор НТК «Математическое моделирование и интеллектуальные системы управления» СПбПУ Вячеслав Шкодырев.

Активное участие в конференции приняли представители библиотек ведущих университетов – директор Информационно-библиотечного комплекса СПбПУ Александр Племенек, директор Научной библиотеки СПбГУ им. М. Горького Марина Карпова, а также директор по информационным ресурсам ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина» Елена Жабко.  Открытый доступ ко всем информационным ресурсам через единое окно, использование единой учетной записи — основные приоритеты библиотек современных высших учебных заведений. Значительная часть проблем, которые стоят перед вузовскими библиотеками, решается сегодня при помощи проекта «Федерация доступа к удаленным ресурсам учебной среды» (ФЕДУРУС), инициатором создания которого выступила Научная библиотека им. Горького СПбГУ. ФЕДУРУС позволяет каждому студенту или преподавателю в любой точке мира получить доступ к нужному источнику, представленному в библиотеке не только родного университета, но и всех вузов-партнеров, отметила Марина Карпова.

Круглый стол на тему: «Оценка качества онлайн-курсов: способы, критерии, перспективы» завершил работу конференции.

В мероприятии приняли участие более 60 человек из 24 вузов и организаций России – эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Орла, Казани, Нижнего Новгорода и других городов.

Познакомиться со всеми материалами конференции сможет любой желающий — все доклады будут доступны в ближайшее время на интернет-порталах организаторов конференции.

 

См. также: 

В СПбПУ обсудили принципы информационной открытости образования

Открытость — главный принцип работы СПбГУ